Картины из гвоздей

Как использовать гвоздь? Мужчина скажет: «Можно что-нибудь прибить. Подложить кому-то. Или, в крайнем случае, спрятать в ящик – авось пригодится!» Женщина на тот же самый вопрос ответит совсем по-другому. А если эта женщина еще и художница, то.....



 
..... то применение скобяному изделию найдется самое что ни на есть экзотическое. Например, харьковская художница Наталья Простакова из гвоздей – и не только – делает удивительные металлические картины.
 


Мальчишеская мечта 

 


Старые гвозди, ключи, часы, детали радиоприемников и даже машин. Если для обычных людей это просто ненужные вещи, то для Натальи Простаковой – источник вдохновения. Из кусочков металла она делает свои необыкновенные картины. Детали ищет на рынках и в магазинах. Но особое везение для художницы – попасть на крупный завод, где используется металл. А недавно она посетила предприятие, которое занимается изготовлением ключей. То, что там считается браком, для художницы стало кладезем идей. Но бывают и казусы:


– Мне понадобились определенные детальки, – рассказывает Наталья. – Они похожи на солнце, по размеру не больше ладони. Я узнала, что детали такой формы есть в тракторе. Когда я пришла на рынок и попросила продавца показать такую вот деталь от трактора, он очень удивился. И я услышала фразу, которую не забуду никогда: «Вы удивительная жена! Вашему мужу-трактористу очень с вами повезло!» Очень смешная история. Так вот меня приняли за жену тракториста! Вообще большинство вещей, которые я использую в работе, – изначально выброшенные за ненадобностью. Старые часы, старые гвозди, кусочки металла, гайки. Все это в основном я покупаю у старьевщиков. Бывает, что, идя по улице, что-то нахожу. Бывает, друзья приносят интересные вещички. Иногда вместо цветов и конфет дарят коробочку с металлическими штучками. И поверьте, радости у меня от такого подарка не меньше, чем от цветов! Но самое главное для меня как для художника, что все эти вещи уже отслужили свое. Я же, получается, им даю новую жизнь. Они вплетаются во что-то новое, находят новые смыслы, как иной раз жизни людей!


Чтобы сделать одну картину, художнице нужно несколько недель. Когда приходит вдохновенье, рассказывает она, очень сложно оторваться от работы. Пока не сделан последний штрих, даже спится с трудом. А бывает и так называемое «творческое затишье». В эти моменты Наталья Простакова делает прикладные вещи:


– Я сделала несколько зеркал. Еще в этом стиле интересно смотрятся часы. А что самое главное – подобные изделия хорошо продаются! Одни часы я оставила себе. Просто не смогла с ними расстаться. Это часы, изображающие мужское и женское начало – инь и ян! Все мое творчество очень символичное. Да и на вопрос, почему я делаю картины именно из металла, ответить не смогу. Это то же самое, что ответить на вопрос, «почему ты художник?». Или «почему приходит вдохновение?». Я думаю, что в один прекрасный день пришло время именно мне заниматься именно металлом.


Арт-терапия


Круглые, прямоугольные, неправильной формы – картины Натальи Простаковой так же необычны, как и то, из чего они сделаны.


– Основа – это дерево, – поясняет художница. – Я заказываю планшет определенного размера и формы. Следующий этап – эскиз. Впрочем, многие полотна сделаны без предварительных наметок. Иногда металл сразу ложится на свое место. Когда металлические детали приклеены к планшету, начинается работа в цвете. А самый последний штрих – покрыть лаком. Благодаря этому краски не текут и за картинами очень легко ухаживать.


«Ветер времени», «Ангел», «Путник», «Следы»... В изображенных на полотнах сюжетах каждый зритель может найти что-то свое. Художница говорит, что именно этого она и старается достичь:


– Первая картина, которую я сделала, – «Рыбы». Вообще рыбы – это мощный изотерический символ. А в разных культурах это еще и очень мощный духовный символ. Я могу с уверенностью сказать, что большинство моих работ связано с внутренним миром человека. Основные темы остаются неизменными. Меня волнует человек, то, как он движется по жизни, его определенный путь. Меня волнует любовь мужчины и женщины. В моих работах можно видеть стопы, лица, профили, силуэты. Очень интересна тема судьбоносных встреч и расставаний. И конечно же, время. Вопрос времени и безвременья, того, как человек проживает свою жизнь. Однажды у меня оказались циферблаты часов – очень много и все разные. И сразу же появилась удивительная идея. Я сделала картину «Ветер времени». На ней изображено дерево, с которого срываются листья. Листьями стали именно эти циферблаты. Вообще в каждую из своих картин я стараюсь вложить философский смысл и знаковую информацию. Значение многих символов мне известно заранее, многие получаются спонтанно. Я занимаюсь еще и арт-терапией. Это можно назвать развитием человека через искусство. Ко мне приходят люди за психологической помощью. Это может быть один человек, может собираться группа. И дети начиная с двух лет, и взрослые. Часто случается: люди приходят просто потому, что им сложно. Например, человеку сложно, ему кажется, что он не туда идет, что у него в жизни что-то не так или чего-то нет. И очень часто он не может сказать, что его в жизни волнует. В этом случае я могу просто дать человеку что-нибудь нарисовать или сделать скульптуру, или коллаж какой-нибудь – и по символам увидеть, что бессознательно на самом деле говорит этот человек. Потому что бессознательное – это как айсберг. То, что под водой, мы не видим, но оно все равно существует. Мы видим только малую часть того, что есть. Так получается, что и я, и человек, который ко мне приходит, выражаем себя через искусство.


Художник должен быть голодным?


Хотя художница занимается металлом уже давно, тайна его для нее еще не открыта и тема эта не исчерпана. К тому же металлические картины пользуются успехом. Большой интерес полотна художницы вызывают у зарубежных ценителей искусства. В родном городе, да и вообще в Украине, говорит Наталья, художники сейчас не в чести:


– У меня мечта – повезти свои работы за границу. Потому что здесь, в Харькове, – хорошо работать. Но вот востребовано искусство, к сожалению, не здесь. Ведь это предметы последней необходимости. А поскольку люди у нас загнаны в такую ситуацию, что и предметов первой необходимости не хватает, художникам здесь очень сложно. Сколько бы мы ни говорили о духовности – у человека, кроме души, есть и тело, и оторваться от этого невозможно. Да и неправильно это – отрываться от социальной жизни. Потому что именно в ней можно себя реализовать. Впрочем, у каждого художника свой путь! Говорят, – и я с этим выражением согласна, – что художник должен быть голодным. Только так он может войти в экзистенцию и сделать что-нибудь настоящее!


Сейчас Наталья Простакова думает о том, чтобы переехать жить и работать в Прагу. Там, уверена художница, ее творчество будет оценено по достоинству.



Создан 07 авг 2012