Неигрушечная игрушка для военных

Благодаря симулятору полетов на вертолете Ми-8 курсанты Харьковского университета Воздушных сил, не выходя из аудитории, могут отрабатывать навыки управления винтокрылой машиной.



Первым делом – самолеты, ну а девушки, а девушки... не против

 

 

У Ивана Воробьева два деда – летчики первого класса, отец и мать – парашютисты. Вероятно, поэтому молодой человек из истинно морского города Севастополя выбрал не корабль и море, а самолет и небо. «Первым делом самолеты, – улыбается парень. – Ну а девушки, а девушки... не против». Третьекурсник авиационного факультета ХУВС уже знает назубок теорию управления вертолетом Ми-8. Ведь без этих знаний не справишься даже с тренажером.

 

– Еще маленьким мальчиком я мечтал стать летчиком, – говорит курсант. – Мои родители и деды, когда узнали, что я хочу поступить в Харьковский университет Воздушных сил, были счастливы. И я с гордостью буду носить звание офицера. Конечно, я понимаю, как трудно стать хорошим летчиком. Очень тяжело учиться. Самое сложное то, что практика – только летом, и раньше, когда не было таких тренажеров, все приходилось изучать на плакатах. Теперь, с этим комплексом, – намного легче: все можно увидеть таким, какое оно есть на самом деле, потрогать, проверить, как работает. Каждый из курсантов стремится быть лучшим. Иногда мы даже ссоримся из-за того, кому на тренажере первым проходить практику. Иногда меняемся очередями. Каждый хочет побыстрее пройти программу, ведь тот, кто первый ее проходит, лучше и осваивает.

 

Если на земле знаешь на «пять», значит в воздухе у тебя будет твердая «тройка»

 

Уникальный комплекс, на котором учатся будущие летчики, состоит из двух тренажеров. Первый, который нужно освоить курсантам, – процедурный. На нем ребята отрабатывают взлет вертолета и возможные при этом поломки. За каждым движением курсантов следят опытные инструкторы. «Перед тем как сюда садиться, – говорит, показывая на кресло командира на тренажере, преподаватель кафедры инженерно-авиационного обеспечения ХУВС Герман Сигайло, – курсант должен все выучить назубок. Здесь я уже ничего не рассказываю. Курсант только делает, а я бью его по рукам! – смеется преподаватель. – Если на земле знаешь на «пять», значит в воздухе у тебя будет твердая «тройка». На процедурном тренажере можно отрабатывать действия экипажа. С места инструктора я могу отслеживать положение любого тумблера, любого автомата защиты сети, положения органов управления, могу задавать любые отказы, которые могут случиться в принципе во время запуска и во время работы силовой установки вертолета на земле. На этом тренажере отрабатываются процедура подготовки к запуску, запуск, выход на режим, работа на режиме, охлаждение двигателей, их остановка».

 

Курсантам нужно провести не менее 10 часов на этом процедурном тренажере и около 50 – на полетном, чтобы получить право занять место в кабине настоящего вертолета.

 

Полетный тренажер создает настолько реальную иллюзию, что кажется, будто действительно находишься высоко над землей. Когда курсант не справляется с управлением или не может «посадить вертолет в экстремальных условиях», тот «разбивается» – и «катастрофа» сопровождается очень реалистичными спецэффектами. «Ощущение полета настолько реально, что чувствуешь страх, – с горящими глазами уверяет после очередного «падения» курсант авиационного факультета ХУВС Игорь Борматов. – Кажется даже, что как-то завоздушивает и… как-то пробирает всего. Но этот тренажер сильно помогает в обучении. Очень реальные условия. Мне интересно. У меня давно была мечта стать летчиком. Ведь профессия летчика связана с романтикой. Конечно, опасность есть. Но это не играет никакой роли, когда ты поднимаешься в небо. Просто забываешь обо всем, ощущаешь себя на седьмом небе от счастья».

 

Устранение различных отказов – не единственное, чему можно научиться на тренажере. Этот аппарат имитирует и различные погодные условия: снег, дождь, град, даже нулевую видимость. (Нужно уметь управлять вертолетом в таких условиях, чтобы сдать зачет.) На тренажере можно, кроме того, «облететь» всю Украину, «провести» свой Ми-8 над Афганистаном, Ираком, Африкой, любым другим регионом. На мониторах видны то горы, то пустыни, то море.

 

Экономная виртуальность

 

 

 

Виртуальные полеты обошлись Министерству обороны в 30 миллионов гривень – такова стоимость комплекса. Впрочем, военные уверены, что он окупится очень быстро.

 

– Этот тренажер помогает любое устройство рассмотреть изнутри, – рассказывает заместитель начальника ХУВС Александр Котов, – позволяет отследить кинематику работы этого устройства в различных условиях. Курсант или другой специалист, которому нужно изучить Ми-8, может, используя современную компьютерную технику, поэтапно выучить все его системы, причем сделать это в легкой, близкой к игровой форме. Заниматься на комплексе могут одновременно 20 человек – по 10 в каждом отделении. Тренажер позволяет учить не только будущих летчиков, но и инженерно-технический состав, позволяет до автоматизма отработать взаимодействие экипажа на случай различных непредвиденных ситуаций. А если экипажу необходимо отработать полеты в каком-либо конкретном регионе, в каких-либо определенных условиях – есть возможность имитировать любой регион, включая харьковский. Уверен, этот комплекс будет популярен не только среди военных: на Ми-8 летают и пограничники, и спасатели. Много вертолетов этого типа эксплуатируется сейчас в нашей стране и за рубежом, в том числе в странах, вступивших в НАТО. Тренажерный комплекс дает возможность экономить и время при подготовке, и средства. Ведь реальные полеты недешевы. Так что, я считаю, в будущем тренажер себя окупит.

 

Уже идут переговоры с англичанами о подготовке их военных на таком комплексе. Британцы готовы выделить на создание центра по подготовке экипажей восемь миллиардов евро. Подобные комплексы очень нужны – и не только потому, что позволяют экономить. Наработанный опыт и прохождение возможных экстремальных ситуаций на тренажере могут спасти сотни жизней.



Создан 07 авг 2012