Журчащий ручей

Харьковские школьники учатся быть настоящими индейцами. Шьют одежду и делают украшения как у коренного населения Северной Америки. Изучают культуру и традиции этого народа.



Журчащий Ручей – это индейское имя Василия. Журчащий – потому, что любит поговорить. Ручей – потому, что еще не известно, кем станет. Новое имя получил год назад, когда впервые пришел в кружок индианистики. Мальчик рассказывает, что тогда был восхищен оружием индейцев, висящем на стенде в помещении, где проходят занятия. 

 

 

– Все считают, что самое распространенное боевое оружие индейцев – томагавк, – говорит подросток, показывая двусторонний металлический топор на деревянной ручке. – Но это не так. По книгам и фильмам люди представляют индейцев воинственными краснокожими людьми, которые каждый день скачут с топорами на лошадях, сражаются с белыми захватчиками. А в свободное от войны время раскуривают «трубку мира». Но на самом деле это лишь малая часть того, что из себя представляют индейцы. Они были замечательными, мудрыми, изобретательными людьми. Вот, например, их лук. Я когда держу в руках это оружие, чувствую гордость и силу. Когда я участвую в состязаниях и мне удается из этого оружия попасть в ту мишень, в которую мне очень хотелось попасть, – я испытываю настоящий восторг!

 

Сейчас Василий – один из лучших лучников в харьковском кружке индианистики. Оружие, впрочем, не единственное, чем привлекает ребят этот народ. На занятиях дети сами шьют индейскую одежду и обувь, мастерят традиционные предметы быта, курительные трубки, ловцов сновидений, украшения. Материал используют только натуральный: кожу, дерево, перья – вороньи, гусиные и даже орлиные. Их ребята берут в зоопарке. «Индеец» Иван делает из бисера удивительно красивые вещи. Для мальчика это занятие не совсем обычное, но он говорит, что работа такая, хотя и кропотливая, очень увлекательна.

 

«Очень красиво, – показывает Иван свое изделие. – Если постараешься и поймешь, как это правильно плести, то получается просто сказочная красота. Как только я вижу бисер, приходит вдохновение».

 

Зачастую творения своих рук ребята используют в повседневной жизни. Алиса, дочь преподавательницы кружка, говорит, что дух индейской культуры впитала с молоком матери. Родители девушки давно занимаются индианистикой. В Харькове уже более 15 лет существует клуб, который изучает традиции и обычаи коренных жителей Северной Америки. Единомышленники собираются вместе летом в специальных лагерях. Делятся полученной за год информацией, устраивают ролевые игры. «Мне очень нравятся летние сборы, – рассказывает Алиса. – Для меня это как часть жизни. Я себе не представляю, как мое лето прошло бы без поездки к индейцам. Еще мне очень нравится делать индейские вещи: одежду, головные уборы, веера… Некоторые такие вещи, если они для этого подходят, – не выглядят кричаще или как-то странно – я надеваю не только на сборах. У меня есть, например, заколка, вышитая бисером, я ее постоянно ношу. А вот жилетки или обувь надеваю только на индейские мероприятия».

 

Типичная одежда индейца – рубаха до колен, штаны-чулки без носка и мокасины. На голове коренные жители Северной Америки носили либо перья, либо повязки. Рубаху обычно украшали узорами из бисера и тотемными рисунками. Эти рисунки рассказывали о подвигах обладателя. О смелости и героизме воина говорили более конкретные предметы, такие как конские волосы, сплетенные в косички, или человеческие скальпы. Мокасины – кожаная или замшевая обувь. Их, как и рубахи, украшали бисерным узором. Без головного убора из перьев сложно представить себе настоящего индейца, но в действительности они, по словам харьковских индианистов, носили подобные атрибуты очень редко. Только в исключительных случаях, на праздники или специальные церемонии. Кстати, не только одежда, но и предметы быта, которые используются на выездах, выдержаны в соответствии с индейскими традициями. Причем все это, любая безделушка, – не просто копия, сделанная по рисунку в книге, а в какой-то степени уникальная вещь с энергетикой и внутренним миром современного «украинского индейца». При изготовлении вещей, рассказывают индианисты, можно использовать любые предметы, которые человек сочтет важным для себя. Но при этом все придерживаются общих правил. В кружке индианистики девочки помогают мальчикам, старшие курируют младших. Дети на занятиях изучают быт, культуру, традиции коренного населения Северной Америки. А в выходные, если позволяет погода, едут в лес применять свои знания на практике. Дети учатся разжигать костер десятком разных способов, вызывают дождь при помощи музыкальных инструментов, играют.

 

«Педагогический смысл здесь в том, чтобы привить детям любовь к живой природе, – рассказывает руководитель кружка индианистики Ирина Куденко. – Ведь индейцы жили в природе, из нее брали все необходимое. Детям нравятся культура, традиции – нравится сама жизнь этого народа. Именно народа, не племен. Очень много в их культуре схожего с нашей. К тому же в кружке мы изучаем географию, этнографию, антропологию, экологию – все понемногу входит в наш курс. Есть и школа выживания, она очень интересна, а главное – полезна детям. Ведь мы живем здесь и сейчас и должны приспосабливаться к тем условиям, в которых находимся. Дети в школе выживания узнают, как вести себя в метро, на рынке. Что делать, если на пути встречается злая собака. Как реагировать, если попал в драку. Как искать дорогу, если заблудился в лесу. Как разжечь огонь без спичек. И это только малая часть тех знаний, которые получают дети».

 

Преподаватель говорит, что воспитанники кружка становятся добрее, смелее и отзывчивее. Чтобы стать настоящим индейцем и иметь право носить головной убор, нужно совершить более трех десятков подвигов. Засчитывают и помощь родителям или друзьям, и просто выполнение домашнего задания. Именно этим и занимаются дети после занятий.



Создан 07 авг 2012