Художником может стать каждый?

Научиться рисовать – задача не из легких. Однако харьковчанин Леонид Леонов утверждает: сделать это под силу любому, причем всего за год. И предлагает свой подход в обучении.



Самый, казалось бы, неспособный человек уже через год сможет нарисовать все что угодно: от пейзажа до портрета. Харьковчанин Леонид Леонов сорок лет преподавал живопись в школах и вузах первой столицы. Он взял самое лучшее из многих методик и разработал собственный подход к обучению. Леонид Петрович утверждает, что «неспособных» не существует в принципе. 

 

 

«В 1965 году я окончил Московский педагогический институт, – вспоминает он. – Затем я работал на предприятиях дизайнером, преподавал в архитектурных и технических вузах. Я пришел к выводу, что система обучения в художественных учебных заведениях нерациональна и неразумна. Во-первых, из-за того, что мало времени отведено на предмет. Во-вторых, говорят, в украинских вузах преподается академический рисунок, – это не совсем так. Детей учат именно архитектурному рисунку, не дают основ, не учат азам. Я считаю, что каждый человек рождается художником. Каждый по своей природе, по своей сути художник. Другое дело – мы все изучаем математику и физику, но далеко не каждый становится математиком или физиком. Точно так же и здесь, принцип такой же. Научить рисовать можно так же, как и писать. Когда я преподавал в Харьковском авиационном институте, я учеников своих, которые никогда кисточку в руках не держали, за месяц научил рисовать. Причем когда они начали свободно работать карандашом, я стал давать им задания, которые бы смогли проявить творческие способности, фантазию. Например, предлагал придумать новые виды летательных аппаратов. Кстати, через несколько лет случайно на выставке я увидел летающее крыло. Оно мне очень напомнило те работы, которые рисовали мои студены. Было это совпадением или нет, гадаю до сих пор».

 

Главное в методе Леонида Леонова, по словам самого художника, этапность. Сначала необходимо поставить ученику руку. Этот этап сродни тому, как в первом классе детей учат держать ручку. Следующий этап – развитие зрительной памяти и воображения. При этом ученикам предлагается, например, лист разбить на пять частей, в одной набросать контурный рисунок лицевой части объекта, в остальных – его вид сверху, снизу, слева и справа. Задание это нужно выполнять не срисовывая, а представляя объект.

 

«Сначала развивается координация руки и глаза, – рассказывает Леонид Петрович. – Потом – зрительная память, воображение, представление. Это те свойства и качества, которыми владеет творческий человек – независимо от того, художник он, слесарь или инженер. Есть еще упражнения на мышление. Например, я давал задание нарисовать обычный велосипед. Ученики рисуют его за 10 минут. Затем следующий шаг – соединение всех линий на рисунке. Следующий этап – раскрашивание получившегося объекта с учетом цветовой гармонии. И когда студенты раскрасили свои творения – первое, что они сказали: «Это отличная абстрактная картина!» Все забрали домой свои рисунки, подарили знакомым или повесили на стену. Я всегда старался отступать от школьной или вузовской программы. Но главное, я считаю, ученики должны быть максимально загружены новой информацией. Ведь даже в то время, когда они что-то рисуют, я всегда стараюсь рассказать новое. О стиле, о цвете, о форме. И ученики запоминают все на подсознательном уровне.

 

Сейчас занятие рисунком в вузах превратили в подсобный предмет. Ведь зачастую так бывает, что сама учительница не умеет рисовать. Она рассказывает о том, чего не знает. Конечно, в итоге получается, что люди не могут нарисовать даже простой предмет. А главное – пропадает творческая жилка. Иногда у инженера, слесаря или токаря больший потенциал, чем у художника: они по-другому смотрят на предметы. Вот походите на выставки. Автор иной раз сидит и копирует одну работу с другой, перерисовывает! Разве это настоящий художник? Это, я считаю, ремесленник. Художник должен творчески работать. Вносить в работу что-то свое! Но чтобы этого достичь – нужно годами тренироваться!»

 

Однако в художественных учебных заведениях новым методом не заинтересовались. Леонид Леонов уверяет, что преподавателям удобно обучать так, как они привыкли.

 

«Каждый преподаватель, как любой художник, отработал свою манеру, – рассказывает Леонид Петрович. – И преподает именно то, что умеет. Повторюсь: не то, чему нужно учить студента или школьника, а то, что умеет. Ведь даже если взять любой учебник по рисунку или по живописи – там нет основ. Там преподается тот материал, который мог бы стать полезным для подростка, если бы тот уже знал цвета, умел работать карандашом, знал, что такое композиция и прочее!»

 

Но главное, утверждает Леонид Леонов, – желание человека научиться рисовать. Сейчас автор нового метода мечтает провести открытый педагогический диспут, на котором хочет обсудить преимущества нового подхода в художественном образовании. Осталось найти единомышленников.



Создан 07 авг 2012