Село староверов, или Две фамилии на всех!

В Харьковской области, недалеко от границы с Россией, сохранилось село староверов. 13 поколений они, несмотря на запреты и гонения, оставались верными старым канонам и традициям.



В XVII веке русские раскольники, не принявшие литургической реформы патриарха Московского Никона, разделились на множество сект. Некоторые из которых дожили до нашего времени. В Харьковской области, недалеко от границы с Россией, сохранилось село староверов. 13 поколений они, несмотря на запреты и гонения, оставались верными старым канонам и традициям.
 


Общаться только со своими. Не брить бороду, не курить, не танцевать. Таковы обычаи староверов. Жители небольшого села Гурьев Казачок в Харьковской области уже четвертое столетие придерживаются этих традиций. Если не Гурьев, значит Протопопов. В этом селе нелегко найти человека, зная лишь его фамилию. Здесь живут 300 Гурьевых, еще столько же Протопоповых и чуть больше сотни человек с другими фамилиями. Матрена Гурьева – староверка в тринадцатом колене. Всем канонам и обрядам старой веры ее учили родители. Теперь детей и внуков учит она.

 


«Сейчас уже почти нигде нет староверов, – говорит Матрена Гурьева. – Да и у нас уже батюшки нет, наставника. Что же касается веры, то каждый как может, так и верит. Молится как знает. Разница между старообрядцами и православными, конечно, есть. Во-первых, крестимся мы по-разному. И мотив молитв у нас разный. У православных все больше похоже на песни, а у староверов трогательнее. Ну и, конечно же, более строгая наша вера. Никогда не отступались от правил. Сейчас, конечно, все проще. Уже и бытовой техникой пользуемся, телевизор смотрим, радио слушаем. Раньше родители мои, когда появилось радио, возражали очень. А потом потихоньку начали сами слушать. Дети разъехались – стали в городе жить. Приезжали с новостями всякими. И родители тоже начали привыкать к технике».


Старообрядчество возникло в XVII веке. Раскол православной церкви начался с того, что патриарх Никон решил исправить литургические книги, существовавшие в России, в соответствии с греческими оригиналами. Кроме того, он ввел в русский обиход греческую терминологию, греческое священническое облачение и новый вид крестного знамения: не двумя, а тремя пальцами. Группа московских священников во главе с отцом Аввакумом Петровичем начала сопротивляться нововведениям. На нескольких церковных Соборах раскольники были преданы анафеме, многие из них были казнены. Выжившие бежали на север и на восток России. Там выступали против западнических реформ Петра I, которого считали антихристом. Постепенно движение распалось на две группы: поповцы, у которых были свои священники, и беспоповцы, не признававшие священников и церковных таинств, за исключением крещения. Некоторые секты раскольников отличались весьма экстравагантными обычаями. Впрочем, главная черта всех старообрядцев – жизнь по старым канонам. Люди селились обособленно, женились только на своих. Отсюда и однообразие фамилий. Самым же серьезным грехом у староверов считалась женитьба без согласия родителей. По таким же традициям жили и в селе Гурьев Казачок.


«На месте этого села 400 лет назад было Дикое поле, – рассказывает Василий Гурьев. – Здесь дозорную службу несли служилые люди. Один из таких служилых – Гурьев Афанасий. Казак очень доблестно нес службу, за что и был награжден царской грамотой и наделом земли. Место, где дали землю, казаку понравилось – раздольное, просторное, он и поселился здесь. Так и пошел род Гурьевых. Сначала был хутор Гурьевский. Когда церковь построили – получилось село Гурьев Казачок. Вот здесь уже четвертое столетие Гурьевы и держатся. Разное здесь было. В 1885 году пожар. Село почти полностью сгорело, осталось только шесть дворов. Сложно было и во время коллективизации, когда раскулачили 50 семей, 150 человек выслали. Война тоже принесла большие жертвы. 93 жителя села погибли.


Теперь, в независимой Украине, тоже несладко в селе. Работы нет, люди уходят. Характерно для нашего села то, что у нас никогда не было крепостного права. Пошло все от Гурьева. Он был свободным казаком и не принимал крепостничества. И жители нашего села всегда общались только с единоверцами. Придерживались своих обрядов. Допустим, придут православные во двор – для них отдельная кружка для воды. Были всегда гостеприимными, но посуда для угощений всегда отдельная. И тарелки, и чашки, и ложки. А когда гости уходили – посуду, из которой они кушали, через огонь пропускали. В 1945 году было первое перекрещение. Пришел украинец, тракторист из Басова. Понравилась ему староверка. Мать невесты настояла на перекрещении: если примешь старообрядчество, отдам дочку. Пришлось парня в бочку окунать. Старички обряд провели своего рода. Назвали нового единоверца Харитоном. Был Василий Афанасьевич, а стал Харитон Афанасьевич.


У староверов был и свой молитвенный дом. В 1891 году открылась здесь православная церковь. Вначале не знали староверы, что это православный дом. Помогали как могли и всем чем могли. А когда привезли православные иконы, колокола – дня два ходили вокруг церкви сотни староверов с молитвами и своими иконами и не пускали священников, которые должны были приход открывать. Но бунт разогнали. Деревянный молитвенный дом постоянно сжигали. А в советское время гонения стали еще серьезнее. Если молились, то только ночами. Крестились – закрывали окна, чтоб никто не видел. Можно сказать, что ушли в подполье. А сейчас из подполья вышли, но нет той веры. Открыли молитвенный дом – комната небольшая. Там иконы и старо-веровские, и православные. Православные идут туда, а староверы – нет. В 1991 году у староверов умер последний священник, отец Яков. Он вел все обряды. После его смерти все прекратилось вообще».


Сейчас в селе работает краеведческий музей. Здесь представлены столетние орудия труда, предметы быта, фотографии. Староверы гордятся коллекцией, стараются постоянно ее пополнять. Но с каждым годом их в селе становится меньше. Раньше, когда за веру преследовали, люди держались друг за друга, дорожили своим прошлым, рассказывают местные жители. Сейчас молодежь стремится уехать в город. Напоминанием о предках-старообрядцах вскоре может остаться только фамилия. 



Обновлен 16 ноя 2012. Создан 07 авг 2012