«Чтобы мы не выбирали между искусством и Богом»

Картины художников с мировыми именами висят на стенах в три ряда впритык. Некоторые расположены на стульях, другие прямо на полу. Но большая часть полотен находится в подсобных комнатах музея Репина



Существует такое понятие – «музейный ряд». Картины в музее должны находиться на уровне глаз посетителей. Оптимальное же расстояние между полотнами – от 20 до 40 сантиметров. И, конечно, композиция не должна быть перенасыщена. То есть необходимы ничем не занятые стены, чтобы глаз мог отдохнуть. Музейные работники называют такие места «воздухом». В чугуевском художественно-мемориальном музее Репина «воздуха» практически нет. Уже несколько лет подряд культурная сокровищница делит кров с церковью и ждет переезда в новое здание.
 


История одного собора 

 


Картины художников с мировыми именами висят на стенах в три ряда впритык. Некоторые расположены на стульях, другие прямо на полу. Но большая часть полотен находится в подсобных комнатах музея, причем не первый год. Это все работы советских художников второй половины ХХ века – лауреатов премии имени Ильи Репина. Всего в Чугуевском музее более тысячи картин двухсот художников. Такие имена, как братья Ткачевы, Курнаков, Ряузов, Грицай, Коржев, Гаврилов, на слуху не один десяток лет. Картины этих мастеров хранятся не только в музеях бывшего СССР, но и в художественных сокровищницах всего мира, пользуются немалой популярностью на аукционах.


«В 1984 году было решено сделать музей в бывшем Покровском соборе – для того чтобы выставлять работы лауреатов Репинской премии. А еще – чтобы спасти культовое здание, памятник архитектуры. Ведь его необходимо было отреставрировать, привести в порядок. Что в итоге и было сделано, – рассказывает директор музея Светлана Бучастая. – И вот сегодня возникла необходимость освободить здание для действующей церкви».


Часть помещений, которые раньше занимала галерея, теперь отданы Покровской православной общине. Верующие уверены, что восстановлена историческая справедливость. «Мы поделились частью территории, – констатирует Светлана Бучастая. – Сегодня фактически половина собора принадлежит церкви. Мы теперь вынуждены сделать вот такую «стесненную» экспозицию. Хотя это и экспозицией назвать сложно – скорее, системой открытых фондов. Когда и храним коллекцию, и одновременно можем показать ее нашим посетителям. Как правило, живопись вывешивается в один, максимум в два ряда, с определенными разрывами между полотнами, подбирается определенная колористическая гамма. Это все способствует восприятию человеком произведения искусства именно как такового. Сегодня же мы можем просто показать богатство нашей уникальной коллекции. Очень не хочется прятать ее в фонды. Потому что «с глаз долой – из сердца вон».


Молились в подвале


Разговоры о выселении галереи ведутся уже шесть лет. Здание Покровского собора нужно вернуть церкви, и так долго терпели, говорят верующие. Богослужения долгое время проводились в подвальном помещении, именно туда приходили помолиться около 40 тысяч человек. И во время праздников там зачастую была просто толчея. «Этот вопрос очень важен для города, – говорит чугуевский городской голова Галина Минаева. – Справедливо, что он сейчас поднимается. Здание Покровского собора будет полностью передано православной церкви. Я считаю, что это гуманно по отношению к тем людям, которые находят себя в вере и в служении Богу. Пока мы отдали церкви только верхний этаж Покровского собора, уменьшив площадь музея. Конечно, мы понимаем, что музейная экспозиция должна быть другой, но иного выхода нет».


Переезжать и рады бы, да некуда!


Работники музея против переезда из здания Покровского собора не возражают. Но прежде чем переселять уникальную коллекцию, нужно найти адекватную замену. Помещение, правда, уже есть. Недалеко от Покровского собора находится еще один памятник архитектуры – бывший штаб военных поселений (позднее здесь располагалась школа военных топографов, в которой юный Илья Репин брал первые уроки рисования). Уже много лет это здание никем и ничем не занято. «Пока идут в музей посетители – музей жив, – говорит Светлана Бучастая. – Но, к сожалению, то, что называется «хорошим музейным продуктом», в стесненных условиях мы давать не можем. Нам здание Покровского собора было тесно еще пять лет назад. Ведь коллекция растет, растет ее значение для всего общества. Мы с большим удовольствием переедем в штаб военных поселений. Это тоже памятник архитектуры национального значения. И помещение это больше подходит под музей. Единственная проблема – полное отсутствие ремонта. Ведь уже сколько лет говорят о нашем переселении, но реконструкция здания практически и не начиналась». Разрушенные стены, сгнившие полы, нет ни электричества, ни отопления, на ремонт необходимы миллионы. Хотя начало уже положено, один миллион гривень из госбюджета был получен несколько лет назад. Денег этих хватило только на реконструкцию крыши. В этом году чиновники снова пообещали помочь. Речь идет о восьми миллионах. Но обещанного можно долго ждать. «Мы этой проблемой начали заниматься года три назад, – рассказывает мэр Чугуева. – Вот если бы сразу, как только из штабов ушли военные, начали реставрацию – можно было бы сразу это здание отремонтировать. Но тогда такое решение не было принято. Спохватились только, когда состояние одного из корпусов здания стало аварийно опасным. Мы постоянно обращаемся и к областным властям, и к правительству Украины. И каждый год ждем, что начнем реконструкцию». Искусствоведы же уверены, что к тому времени как чиновники найдут необходимые деньги, Украина может лишиться ценной коллекции. А пока...


«Мы прекрасно понимаем проблемы церкви, – говорит Светлана Бучастая. – Понимаем, что в конце концов мы должны будем отсюда выехать. Но хочется выехать в подготовленное здание. С церковью мы никак не «пересекаемся». Только когда проходят песнопения, немного слышно здесь. А вообще – поддерживаем нормальные человеческие отношения и со священниками, и с прихожанами. Это ведь в первую очередь храм. Храм и человеческому духу, и Богу, и таланту человеческому! Ведь талант – это тоже дар Божий. Поэтому, я думаю, наши назначения очень близки. Главное, чтобы оба храма были! Чтобы мы не выбирали между искусством и Богом»



Создан 07 авг 2012