Подъезд-музей

В обычном подъезде одного из харьковских домов, находятся уникальные картины выдающихся художников. Они написаны прямо на стенах. И частично спрятаны под несколькими слоями краски и штукатурки.



Старинное здание, на стенах росписи столетней давности, созданные известными художниками Николаем Самокишем и Сергеем Васильковским. Первая мысль: это, наверное, какой-то архитектурный памятник или музей. Однако до истины здесь далеко. Это обычный подъезд одного из харьковских домов. Уникальные картины выдающихся художников написаны здесь прямо на стенах. И – частично спрятаны под несколькими слоями краски и штукатурки.
 


«Шкатулочка» на лестничной площадке

 


Этот подъезд в доме на улице Мироносицкой искусствоведам был известен всегда. Специалисты утверждают, что без малого сто лет назад известные художники Николай Самокиш и Сергей Васильковский расписывали его по просьбе своего друга, владельца дома. Так и появилась на свет уникальная «Шкатулочка» – так в шутку называли подъезд из-за его нарядного убранства.


«Год назад ко мне обратились люди, занимающиеся охраной культурно-исторического наследия, как к реставратору-монументалисту, чтобы я посмотрел и оценил эти росписи, – рассказывает художник-реставратор Харьковской национальной академии дизайна и искусств Вячеслав Шулика. – Сам дом – памятник украинского модерна, построенный в 1911 году, принадлежал известному тогда меценату. Именно этот человек покупал произведения искусств для коллекции харьковского сахарозаводчика-миллионера. Меценат был лично знаком со многими художниками. У Васильковского, например, он покупал в Петербурге дипломную работу. Когда речь зашла о строительстве собственного дома, то для росписи подъезда были приглашены уже известные к тому времени украинские художники Васильковский и Самокиш. Они выполнили работу на очень высоком уровне. Получилась смесь слобожанского и галицкого модерна».


Но в советские годы, когда у дома появились новые владельцы, стены с росписью Самокиша просто закрасили. А картина Васильковского была уничтожена.


«В 30-е годы здание находилось в ведомстве НКВД, – продолжает рассказ Вячеслав Шулика. – Дом перестроили, снесли стеклянный купол-башню, достроили несколько этажей, забелили и закрасили подъезд. В 1970-е годы киевские художники удалили слой побелки, под которой находилась верхняя часть росписи, и с тех пор частично она открыта. То, что сейчас сохранилось в этом подъезде, – последняя монументальная работа этих мастеров.


Картину Васильковского – полотно с пейзажем, которое планировалось как импровизированное окно, – работники ЖЭКа попросту уничтожили. По официальным данным – выбросили на свалку. Хотя не исключено, что какой-то работник ЖЭКа мог забрать ее себе».


Европодъезд или историческая справедливость?


Поскольку работу Самокиша не отреставрировали и не законсервировали, настенная живопись стала разрушаться. Вдобавок в толще стен проходят трубы камина. А несколько лет назад в подъезде прорвало трубу, и роспись одной из стен была полностью смыта. Мало того, некоторые квартиранты и их гости поверх уникальных работ известных художников стараются оставить свой автограф, уничтожая произведение искусства. Один из жильцов подъезда фактически отвоевал мраморную лестницу с чугунной ковкой, которую временные обитатели коммунальных квартир пытались разобрать. Есть и такие жильцы, которые хотят в подъезде сделать евроремонт. Только благодаря истинным энтузиастам, пытающимся добиться от городских властей реставрации, этого до сих пор не произошло.


Сейчас Вячеслав Шулика и трое студентов академии дизайна пытаются вернуть «Шкатулочке» прежний вид. Они разработали и применили уникальные методики реконструкции и консервации. Это очень сложный процесс, рассказывают студенты, ведь поверх росписи – семь слоев краски и штукатурки. «Есть места, где четко видно, что под одним слоем краски идет другой: сначала слой серо-голубой, потом ярко-голубой, потом темно-зеленый, – рассказывает и показывает студентка четвертого курса национальной академии дизайна и искусств Екатерина Гончарова. – В конце – штукатурка и замазка. Все это удаляется разными растворителями. Для меня эта работа очень почетная. Ведь Васильковский и Самокиш – знаменитые художники, которые для нас, студентов, – пример для подражания. Их творчество – великое наследие для Украины. Для меня это важно, и поэтому очень приятно работать». От штукатурки рисунок очистить проще, а вот фрагменты, скрытые под краской, восстановить сложнее. Для каждого из семи слоев подбирали свой процесс. Художники отпаривали стены утюгом, в ход шли ацетон, растворитель и спирт.


«Проходя мимо уникальных росписей, чувствуешь себя подругому!»


Чтобы полностью восстановить роспись, необходимо около 20 тысяч долларов. Но такой суммы город на реставрацию не выделяет. Другие организации, к которым обращались художники, средств тоже не нашли. Жители подъезда на свой манер ищут выход из сложившейся ситуации. «Мы пытаемся наладить контакт с организациями, производящими реставрацию, – говорит житель дома Игорь Степанов, – обратить внимание на наш подъезд, где все пропитано историей. Восстановить бы здесь все. Я здесь с детства живу, помню «Шкатулочку» в первозданном виде... Каждый раз проходя мимо уникальных росписей, чувствуешь себя по-другому». Искусствоведы утверждают, что если не начать реставрационные работы сейчас, памятник культуры и истории может просто исчезнуть. Если подъезду удастся вернуть первозданный вид – он станет достойным украшением туристического Харькова.


 


Уникальные повседневности


Здание Харьковского аэровокзала. В нем соединились украинский модерн, украинское барокко и сталинский ампир. По конструкции здание очень напоминает храм, хотя в те годы, когда оно возводилось, церквей не строили. На стенах вместо библейских сюжетов изображены этапы дружбы Украины и России: казак и стрелец, рабочий и крестьянка с винтовками, солдат и партизан, россиянка с «фирменной» косой Юлии Тимошенко в городском платье того времени и украинка со снопом. Для искусствоведов ценность этого здания не обсуждается: на мировых аукционах живопись соцреализма идет начиная от десятков тысяч долларов. Специалисты утверждают, что в Харьковский аэропорт не стесняясь можно водить на экскурсии иностранных туристов.


Дворец культуры железнодорожников. На одной из стен этого здания есть роспись художника Евгения Лансере. Здание оформляли сразу же после того, как закончили строительство, в 30-х годах.


Дом культуры ХЭМЗ. Специалисты предполагают, что фойе бывшего Краснозаводского театра могли сохраниться фрески знаменитого украинского художника-монументалиста Михаила Бойчука. Если это предположение подтвердится, то последнюю масштабную работу выдающегося мастера, возможно, удалось бы восстановить. Значение этого для первой столицы переоценить трудно, так как практически все созданные Бойчуком монументальные произведения были уничтожены.



Обновлен 28 авг 2012. Создан 07 авг 2012