Как найти ключик к читателю

«Вы хотите, чтобы я читал мои сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не скажу в такой атмосфере!» Так отреагировал Ханс Кристиан Андерсен на проект посвященного ему памятника.



Эскиз представлял собой писателя, окруженного детьми, слушавшими сказки. После такого негодования сказочника памятник решили сделать другим. Писатель в одиночестве и задумчивости сидит с книгой в руках. Говорят, что известный сказочник в действительности очень боялся детей. Но, несмотря на это, ежегодно в день рождения Андерсена – второго апреля – в мире празднуют Международный день детской книги.
 


Печатные сокровища 

 


В самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году, в Москве, в Колонном зале Дома союзов был впервые проведен День детской книги. На этот необычный для тех суровых времен праздник приехали такие известные детские писатели, как Корней Чуковский, Самуил Маршак, Лев Кассиль. Они рассказывали худым, бледным, в штопаной одежде детишкам, как рождается книга, читали свои произведения. А после встречи каждый ребенок получил подарок. Тоненькая, отпечатанная на серой бумаге книжка для многих детей тогда стала сокровищем.


С тех пор каждый год во время весенних школьных каникул проходит неделя детской книги. Вдобавок этот год Президент Украины объявил годом украинской книги. Неудивительно, что основные мероприятия в Харьковской областной библиотеке для детей были посвящены именно украинским писателям и их произведениям. Впрочем, нынешний год богат еще и на значимые в мире детской литературы юбилеи. Например, 125 лет исполнилось со дня рождения создателя известного и всеми любимого медвежонка Винни-Пуха – Александра Милна. 125-летний юбилей в этом году празднует и детский писатель Корней Чуковский. 100 лет исполнилось бы автору Карлсона, который живет на крыше, и Пэпи Длинный Чулок – писательнице Астрид Линдгрен.


Дети, еще не выучив толком буквы, познают окружающий их мир именно благодаря этим книгам, рассказывает сотрудник областной библиотеки для детей Валентина Лупицкая. «Для каждого возраста, – говорит она, – есть свои любимые книги. Если, например, ребенок маленький – ему важнее книжечку ощутить, послушать мамины рассказы. Потом он, когда уже научится читать, прочтет эту книгу самостоятельно. Школьники младших классов в основном берут в библиотеке книги, которым много-много лет. Берут Андерсена и сказки Пушкина, Чуковского, Носова и Драгунского. А еще есть замечательные украинские писатели – Чуповецкий, Нестайко. Созданные ими произведения и спустя годы продолжают оставаться самыми любимыми детскими книгами. Их мы называем золотыми. Это то, что дети читали 20 лет назад, читают сейчас и, скорее всего, будут читать дети наших детей».


«Новые книги просто не доходят в библиотеки»


Британские и бельгийские ученые сравнили данные по 35 странам и обнаружили, что мировыми лидерами по времени, проведенному перед телевизором, являются украинские дети. Как выяснилось, они смотрят телевизор в среднем 3,7 часа в сутки – больше, чем их сверстники в Соединенных Штатах и Великобритании. Там дети проводят перед телевизором 3 часа в день. Телевидение (наряду с компьютерными играми и плеерами) – это одна из причин того, что наши дети стали меньше читать, говорят специалисты. Другая причина нелюбви к чтению – недоступность хороших книг. Если в больших городах еще можно найти места, где продают современную детскую литературу, то в так называемой «глубинке» дети обходятся тем, что попадется. То же касается и библиотек. «Если раньше библиотеки получали деньги на приобретение книг, – рассказывает Валентина Лупицкая, – причем достаточно большие деньги, то сейчас в сельские и районные библиотеки детских книг поступает значительно меньше. Если раньше обычным тиражом считался тираж в сто тысяч экземпляров, то сейчас говорят, что одна тысяча – это уже много. А те новые книги, которые мы видим в книжных магазинах, просто не доходят в библиотеки.


Лоцманы книжных морей


Ежегодно в свет выходят сотни, тысячи новых книг. Есть среди современной литературы и то, что библиотекари называют «книгой-однодневкой». Прочитали ее – и забыли. Но беда в том, что дети не могут самостоятельно сориентироваться в этом огромном книжном море! Не могут сами выбрать из множества ярких обложек ту книгу, которая поможет научиться самостоятельно думать, понимать, сопереживать, делать выводы. «Вот и получается, что интерес к литературе пропадает еще в юности, – сетует Валентина Лупицкая. – Мы, библиотекари, стараемся и считаем нашей основной задачей помогать детям. Выбираем им самые лучшие книги. С другой стороны, необходимо, чтобы на полках в библиотеках стояли новые книги. Необходимо, чтобы у детей был к ним доступ, чтобы они могли их читать, чтобы им кто-то давал читать качественную литературу. Но ребенок, читая книгу, должен ощущать ее и понимать, что это не просто рассказ. Что в книге есть вещи, о которых можно поговорить, над которыми можно поразмышлять».


В то же время библиотекари отмечают, что современные дети относятся к книгам в большей степени как к источнику информации, чем как к развлечению. Дети стали прагматичнее, – уверяет Валентина Лупицкая. – Меняется и детское чтение. Если раньше преобладало чтение для собственного удовольствия, для досуга, то теперь преобладает деловое чтение. Но тем не менее читатели наши очень-очень разные. Это и маленькие дети, которых приводят мамы, и школьники, подростки. У каждого из них – свои пристрастия, свои любимые книги. И главное, – говорят библиотекари, – найти ключик к каждому читателю. Подобрать ту книгу, которая не только заинтересует малыша или взрослого, но и изменит его жизнь.


Ольга Анатольева


  

Устами детей

 


Тамара Воронцова, 10 лет:


– Мне понравились сказки Гауфа про Маленького Мука. Там жил старый Маленький Мук. У него были соседи, которые над ним издевались и постоянно его ругали. Ведь он был маленький и некрасивый.


 


Даша Очкасова, 6 лет:


– Интересно читать, потому что там есть какие-нибудь приключения, истории. Мне нравится книга про Чудозавра. Это такое животное, которое исполняет все желания. Мне очень нравится, когда мне мама читает про него.


 


Саша Дутзич, 4,5 года:


– Мне очень нравится Винни-Пух, как он рассказывает о своем меде. Мне очень нравится, как Пятачок ухаживает за своим домом. А еще мне нравятся книжки про животных.


 


Елена Чирва, 17 лет:


– В первую очередь книги дают знания. В книгах всегда есть смысл. Самые интересные книги для меня – это те, которые читаешь, и только в конце раскрывается смысл всего прочитанного. Вообще большинство литературных произведений тесно связаны с нашей жизнью. Все повторяется. Можно всегда сравнить какие-то ситуации из книги с теми, которые происходят «здесь и сейчас».


 


Яна Батожская, 16 лет:


– В основном я люблю детективы и украинскую прозу. В детективах мне интересно то, что можно попытаться самому найти разгадку. Чем все закончится. И очень часто разгадка бывает неожиданной. А украинская литература мне нравится потому, что я живу в Украине, потому что я патриотка.



Обновлен 16 ноя 2012. Создан 07 авг 2012